Главная страница
Поиск по модели:
  
Карта сайта
Расписание карусель саратов
Схемы букв из бисера
Крем прожестожель инструкция
Мир кино бийск ривьера расписание
Вилюйское водохранилище на карте
Учебная практика по экономике
Детские сады в новокосино на карте
План 9 главы обломов
 

Методики диагностики адаптации первоклассников

» » Адаптация младших школьников к обучению в школе курсовая работа Скачать работу бесплатно: Адаптация младших школьников к обучению в школе курсовая работа ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ…………………………6 1. ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ……………………. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются или не справляются совсем с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Методики диагностики адаптации первоклассников очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается. Психосоциальная адаптация может проходить по-разному. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний методики диагностики адаптации первоклассников окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения. Вопрос адаптации первоклассников к школе рассматривала Была предпринята попытка выявить возможность влияния на школьную адаптацию путём коррекции уровня тревожности у детей методом недирективной игровой терапии в период нахождения будущих первоклассников в дошкольных учреждениях. По данным был сделан вывод об эффективности метода игровой терапии в коррекции высокой тревожности у дошкольников, что позволяет повысить уровень их школьной адаптации и успеваемость в первом классе. Также подвела к тому, что адаптация во многом зависит от его индивидуальных особенностей от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью. Цель исследования: изучить особенности адаптации методики диагностики адаптации первоклассников к обучению в школе. Рассмотреть понятия «адаптация» и «дезадаптация» 2. Проанализировать формы и уровни адаптации. Исследовать особенности школьной адаптации детей. Объект исследования: адаптация и дезадаптация детей к обучению в школе. Предмет исследования: особенности познавательной, мотивационной, эмациональной сфер, характеризующие процесс школьной адаптации и методики диагностики адаптации первоклассников особенности дезадаптированных школьников. Гипотеза исследования: Своевременное выявление уровня адаптации ребёнка к школе и создание определённых психологических условий снижает уровень школьной дезадаптации. Количество испытуемых — 10 человек девочек — 5, мальчиков - 5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 1. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями. Понятие «адаптированность» «устойчивая адаптация» является синонимом «нормы», «здоровья». Под устойчивой адаптацией мы понимаем те регуляторные реакции, психическую деятельность, систему отношений и т. Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза. Приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки. Адаптация методики диагностики адаптации первоклассников быть психологическая, сенсорная, социальная. Социальная методики диагностики адаптации первоклассников является одним из видов адаптации, под которой понимается постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. В рамках социальной адаптации может быть выделена адаптация ребенка к школе, потому что под школьной адаптацией понимается сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается. Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т. Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, методики диагностики адаптации первоклассников достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов. В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период методики диагностики адаптации первоклассников дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен методики диагностики адаптации первоклассников. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно методики диагностики адаптации первоклассников. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т. На протяжении дня у них не методики диагностики адаптации первоклассников возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. Адаптированное регулирование обуславливается длительным приспособлением к условиям окружающей среды человека, который в процессе жизненного опыта выработал набор алгоритмов реагирования на закономерно и вероятностно, но относительно часто повторяющиеся явления и ситуации «на все случаи жизни». Таким образом, адаптированное поведение не требует выраженного напряжения регуляторных механизмов для поддержания в определенных границах как жизненно важных констант организма, так и психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение реальной действительности. В более выйгрыщных условиях методики диагностики адаптации первоклассников дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы методики диагностики адаптации первоклассников к методики диагностики адаптации первоклассников обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребёнка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению школьных неврозов. Дети, посещавшие ранее детский сад, лучше адаптируются, чем дети, пришедшие в школу из дома. В работе белорусского исследователя Чуткиной выявлено 3 уровня адаптации детей к школе: Высокий уровень ü Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно. Средний уровень ü Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний. Низкий уровень ü Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребёнка, который пошёл в школу; от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребёнка; от того, как изменялась ситуация в семье. Адаптация к новым социальным отношениям и связям. Относится методики диагностики адаптации первоклассников большей степени к пространственно-временным отношениям режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребёнка в правах со старшими братьями, сёстрами, признание его «взрослости», предоставление самостоятельности ; личностно-смысловым методики диагностики адаптации первоклассников отношение к ребёнку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся ; к характеристике деятельности и общения ребёнка отношения к ребёнку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребёнка и др. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности. Зависит от актуальности образовательного уровня ребёнка знаний, умений, навыковполученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей умение общаться со взрослыми, сверстниками. То, как происходит этот процесс, какие изменения в организме ребёнка отмечаются при адаптации к школе, - это были комплексные исследования, которые включали изучение показателей высшей нервной деятельности, методики диагностики адаптации первоклассников работоспособности, состояния сердечно-сосудистой системы, состояния здоровья, успеваемости, режима дня, учебной активности на уроках. Выделено три основных этапа адаптации. Первый этап — ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго две-три недели. Второй этап методики диагностики адаптации первоклассников неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные или близкие к оптимальным варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит всё, что есть, а иногда и «в долг берёт»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребёнка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать. Третий этап — период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых методики диагностики адаптации первоклассников, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, методики диагностики адаптации первоклассников психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить методики диагностики адаптации первоклассников ребёнка здоровья. Продолжительность всех трёх фаз адаптации приблизительно пять-шесть недель, т. В соответствии с этим нужно строить весь педагогический процесс так, чтобы не наносить ущерба здоровью каждого ребёнка. Этим термином, как правило, обозначаются отклонения в учебной деятельности школьника, проявляющихся в виде затруднений в учении, нарушении дисциплины, конфликтов с одноклассниками. В общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического, психофизиологического статуса ребёнка требованиям общеобразовательной школы, в связи с чем ему трудно адаптироваться к новым условиям, а в крайнем случае — и невозможно. Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации: 1 методики диагностики адаптации первоклассников в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков когнитивный компонент ШД ; 2 постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД ; 3 систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде поведенческий компонент ШД. Различают следующие степени школьной дезадаптации: 1. При легкой степени нарушений у первоклассников дезадаптация затягивается до конца первой четверти. При среднетяжелой - до Нового года, при тяжелой - до конца первого года обучения. Остановимся на основных причинах, вызывающих у младшего школьника трудности адаптации к школьному обучению. О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна данная проблема для шестилеток. У них чаще, чем у семилеток, затруднено формирование «чувства необходимости учения», они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе. Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной ведущей деятельности этого возраста, а, с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения. Многочисленные «можно», «нельзя»,«надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Именно в сфере общения ребенка со взрослым к концу дошкольного возраста происходят существенные изменения. Если попытаться обозначить их одним словом, то это будет произвольность. К началу обучения в школе в общении со взрослым дети становятся способными опираться не на личный ситуативный опыт, а на все то содержание, которое создает контекст общения, понимание позиции взрослого и смысла вопросов учителя. Именно эти черты необходимы ребенку для принятия учебной задачи - одного из важнейших компонентов учебной деятельности. Психические функции сначала складываются в коллективе в виде отношений детей, а затем становятся функциями психики индивида. Только соответствующий уровень развития общения ребенка со сверстниками позволяет адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Общение со сверстником теснейшим образом связано с таким важнейшим элементом учебной деятельности, как учебное действие. Овладение учебными действиями дает ребенку возможность усваивать общий способ решения целой категории задач. Учебная деятельность предполагает высокий уровень методики диагностики адаптации первоклассников, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей. Для того чтобы ребенок был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь методики диагностики адаптации первоклассников представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, эти дети хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются родителями как неудача. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. В результате у младшего школьника растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Организм должен быть функционально готов, то есть развитие отдельных органов и систем методики диагностики адаптации первоклассников достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды. Эти отклонения могут быть и у психически здоровых детей, и у детей с различными нервно-психическими расстройствами. Школьная дезадаптация, согласно научному определению, - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития и т. ВЫВОД Дальнейшее развитие личности ребёнка, ставшего первоклассником, во многом определяется тем, насколько успешно протекает его социально-психологическая адаптация, которая продолжается в среднем от 10-18 дней до 1-3 месяцев и сопровождается определёнными изменениями в эмоциональной сфере ребёнка. Дети далеко не одинаково успешно «вживаются» в новые условия жизнедеятельности, поэтому выявлены высокий, средний и низкий уровни адаптации. Анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, методики диагностики адаптации первоклассников несколько его форм. Адаптация ребенка к школе довольно длительный процесс, который включает три этапа. Отклонения в учебной деятельности школьников связывают со школьной дезадаптацией, возникновению которой предшествуют некоторые причины. ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В Методики диагностики адаптации первоклассников 2. Лускановой Цель: методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе. Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать методики диагностики адаптации первоклассников все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки ставиться не будут». Оборудование: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик. Анализ и оценка рисунков. Несоответствие теме указывает на: а отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры. Свидетельствует о мотивационной незрелости; б детский негативизм. В методики диагностики адаптации первоклассников случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований; в неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом следует учитывать сюжет рисунка, т. Свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов; б ситуации неучебного характера - школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты; в игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе например, телевизор, цветы на окне и т. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации. Для большей надежности методики диагностики адаптации первоклассников детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию. В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для методики диагностики адаптации первоклассников наиболее привлекательными Методика «Краски» Цель: определение эмоционального отношения к школьному обучению. Оборудование: набор красок или цветных карандашей чем больше цветов, тем лучше ; альбомные листы, на каждом из которых нарисовано 10 кружков, — в каждый кружок вписаны слова, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, одноклассники, урок, домашнее задание, тетрадь. Инструкция: раздаются учащимся листы с просьбой их внимательно прочитать слова, написанные в кружках. Читайте по порядку слова, написанные в кружках, и методики диагностики адаптации первоклассников кружок покрасьте в какой-либо цвет. Необязательно красить кружки разными цветами. Выбирайте каждый раз тот цвет, который хочется. Анализ результатов: Если ребенок окрашивает большинство кружков в темные фиолетовый, синий, лиловый, серый, черный цвета, — это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом. Методика «Классификация» Цель: Помогает выявить уровень сформированности понятий посредствам операции классификации. Оборудование: карточки с понятиями Инструкция: Ребенку предлагается выбрать четвёртое лишнее правильные ответы выделены : 1. Оценка результатов: 3 балла - одна ошибка, 2 балла - две ошибки; 1 балл - три ошибки, 0 баллов — четыре ошибки. Методика «Тест в картинках» Цель: Помогает определить предпочитаемый вид деятельности. Оборудование: картинки Инструкция: Ребенку методики диагностики адаптации первоклассников рассмотреть рисунки. Убедившись, что их содержание понятно, психолог спрашивает: «Чем ты хотел бы заниматься в первую очередь, во вторую, в третью? » Оценка результатов: Если ребенок выбирает картинки с учебной деятельностью как наиболее важную, желаемую в первую очередь, это свидетельствует о высоком уровне его мотивационной готовности, во второй очередь - о среднем уровне, если он выбирает учебу в третью очередь или вообще не выбирает, это говорит о низком уровне его мотивационной готовности. Анкета для шестилеток Цель: Оценивать уровень школьной мотивации. Тебе нравится в школе или не очень? Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? Если бы учитель сказал, что завтра методики диагностики адаптации первоклассников школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома? Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий? Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы? Ты часто рассказываешь о школе родителям? Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель? Методики диагностики адаптации первоклассников тебя в классе много друзей? Тебе нравятся твои одноклассники? Инструкция: Детям зачитываются вопросы, а они на них отвечают. Оценка результатов: Ответы на вопросы оцениваются от 0 до 3 баллов отрицательный ответ -— 0 баллов, нейтральный — 1, положительный — 3 балла. Учащиеся, набравшие 25-—30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20—24 балла характерны для средней нормы, 15—19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10—14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов. Гринич Арина Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация неучебного характера — доска и стол учителя. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты. Коновод Варвара Рисунок соответствует заданной теме имеет неучебный характер — тетрадь для работ «Солнышко». Можно сказать, что у ребёнка положительное отношение методики диагностики адаптации первоклассников школе, но имеет большую направленность на внешние школьные атрибуты. Науменко Дарья На рисунке изображён методики диагностики адаптации первоклассников природы. Поэтому рисунок соответствует заданной теме имеет неучебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты. Ревицкая Лера Изобразила компьютер, который стоит в кабинете. Это игровая ситуация, рисунок соответствует теме. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации. Латушкин Женя Рисунок соответствует заданной теме и носит игровой характер — мальчик на турниках. Свидетельствует о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации. Артюшенко Максим На рисунке изображена доска - рисунок соответствует заданной теме имеет неучебный характер, методики диагностики адаптации первоклассников свидетельствует о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты. Киенчук Влад Изображена типичная игровая ситуация — качели. Это говорит о положительном отношении к школе, но методики диагностики адаптации первоклассников преобладанием игровой мотивации. Некрашевич Максим Изобразил себя на турниках — это игровая ситуация. Рисунок говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации. Степнов Никита Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация неучебного характера — доска, стол, дверь. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты. Таким образом, для всех испытуемых характерно положительное отношение к школе. У 50% детей присутствует направленность на внешние школьные атрибуты, у 40% - преобладает игровая мотивация и у 10% высокая школьная мотивация учебной активности ребенка. Это говорит о том, что детей привлекают школьные атрибуты, а не учебная деятельность. Методика «Краски» Приложение Б Артюшенко Максим Большинство кружков окрашены в тёмные тона «звонок», «класс», «урок», «тетрадь», «домашнее задание», «одноклассники». Слово «учитель» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. В целом ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению. Лешкевич Лера В тёмные цвета окрасила слова «звонок», «урок», «тетрадь», «одноклассники». Слово «класс» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. Это говорит о негативном отношении к основным понятиям процесса обучения. Гринич Арина В тёмные цвета окрасила слова «звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «физкультура». Слово «класс» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом. Некрашевич Максим Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «звонок», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению. Латушкин Женя В тёмные тона окрасил кружки «звонок», «тетрадь», «домашнее задание», «одноклассники». Возбуждённое отношение к словам «учитель», «портфель», «класс». Ребёнка можно охарактеризовать как активного, подвижного, возбуждённого, с негативным отношением к процессу обучения в целом. Киенчук Влад В тёмные тона окрасил кружки «класс», «тетрадь», «одноклассники». В целом обучение не вызывает сильных негативных отношений, за исключением некоторых понятий, которые вызывают небольшое напряжение. Ревицкая Лера В тёмные цвета окрасила слова «учитель», «класс», «физкультура». Боится учителя, тяжело привыкает к новой обстановке. В целом положительно воспринимает процесс обучения. Науменко Дарья Большинство кружков окрашены в тёмные тона «учитель», «книга», «портфель», «тетрадь», «домашнее задание». Девочка трудно привыкает, скованна. В целом ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению. Степнов Никита В тёмные тона окрасил кружки «звонок», «физкультура», «домашнее задание». Слова «класс», «тетрадь» закрашены красным цветом. Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом. Коновод Варвара В тёмные цвета окрасила слова «звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «книга». Слово «класс» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом. Таким образом, большинство детей испытывают негативное эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. Методика «Классификация» Приложение В Гринич Арина — 6 ошибок — 0 баллов Коновод Варвара — 4 ошибки — 0 баллов Лешкевич Лера — 2 ошибки - 2 балла Ревицкая Лера — 4 ошибки - 0 баллов Науменко Дарья — 8 ошибок - 0 баллов Артюшенко Максим — 4 ошибки - 0 баллов Степнов Никита — 4 ошибки - 0 баллов Некрашевич Максим — 6 ошибок методики диагностики адаптации первоклассников 0 баллов Киенчук Влад — 2 ошибки — 2 балла Латушкин Женя — 1 ошибка — 3 балла Таким образом, большинство детей сделали много ошибок и набрали 0 баллов и только один ребёнок допустил всего лишь 1 ошибку: у 70% детей выявлен низкий уровень сформированности понятий, 20% - средний уровень, 10 % - высокий уровень сформированности понятий. Методика «Тест в картинках» Приложение Г Гринич Арина Все три выбора носят игровой характер. Так как не было выбора учебной деятельность, то у девочки низкий уровень мотивационной готовности 1 балл. Науменко Дарья В первую очередь выбрала учебную деятельность, второй и третий выбор — трудовая деятельность, поэтому у ребёнка высокий уровень мотивационной готовности. При этом ориентация на учебно-игровую деятельность 2 балла. Коновод Варвара Учебной деятельности не выбрала, предпочла трудовую игровую. Из этого следует низкий уровень мотивационной готовности 1 балл. Ревицкая Лера Учебную деятельность предпочла во вторую очередь, а в первую — трудовую. Это свидетельствует о среднем уровне мотивационной готовности и ориентации на учебно-игровую деятельность 2 балла. Лешкевич Лера В первую очередь предпочла трудовую деятельность, а учебную выбрала во вторую очередь. Это говорит о среднем уровне мотивационной готовности и ориентации на учебно-игровую деятельность 2 балла. Степнов Никита В первую очередь предпочёл трудовую деятельность, а учебную выбрал во вторую очередь. Поэтому у ребёнка средний уровень мотивационной готовности 2 балла. Некрашевич Максим В первую и вторую очередь выбрал учебную деятельность, что говорит о высоком уровне мотивационной готовности 3 балла. Киенчук Влад В первую очередь методики диагностики адаптации первоклассников учебную деятельность, во вторую — трудовую, в третью — игровую. Из этого следует высокий уровень мотивационной готовности, но с ориентацией на учебно-игровую деятельность 2 балла. Латушкин Женя В первую и вторую очередь выбрал учебную деятельность. Преобладание ориентации на учебную деятельность говорит о высоком уровне мотивационной готовности 3 балла. Артюшенко Максим Не выбрал учебную деятельность, а предпочёл игровую. Это говорит о низком уровне мотивационной готовности 1 балл. Таким образом, по результатам данной методики видно, что 40% испытуемых имеют высокую мотивационную готовность, 30% среднюю и 30% низкую мотивационную готовность. При этом только 20% детей имеют ориентацию на учебную деятельность. Анкета для шестилеток Приложение Д Лешкевич Лера — 25 баллов — высокий уровень школьной адаптации Ревицкая Лера — 30 баллов — высокий уровень Артюшенко Максим — 21 балл — средний уровень Гринич Арина — 16 баллов — внешняя мотивация Науменко Дарья — 7 баллов — негативное отношение к школе Коновод Варвара — 16 баллов - внешняя мотивация Киенчук Влад — 13 баллов — низкая школьная мотивация Некрашевич Максим - 24 балла — средний уровень Латушкин Женя - 26 баллов — высокий уровень Степнов Никита - 21 балл — средний уровень Таким образом, подсчитав количество баллов по каждому ученику, получили следующее процентное соотношение: 30% - высокий уровень школьной мотивации, 30% - средний уровень, 20% - присутствие внешней мотивации, 10% - низкая школьная мотивация и 10% - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Так как у 10% первоклассников выявлена школьная дезадаптации, то с целью снижения уровня дезадаптации и создания условий для последующего полноценного развития младшего школьника далее будут представлены рекомендации по адаптации ребенка к школьной жизни. Классный руководитель реализует программу адаптации первоклассников к школьному обучению, учитывая результаты диагностики в процессе воспитания и обучения. Для того, чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо: как можно скорее познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть а каждом своем новом товарище по классу положительные стороны, показать, что каждый ребенок ценен интересен чем-то своим: умеет что-то особенное делать, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то интересные события; начать сразу же формировать коллектив класса, создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между детьми; дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться; обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации; использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения также являются: оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников; приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм. Для методики диагностики адаптации первоклассников самочувствия детей в период адаптации к школе желательно, чтобы администрация учебного заведения обеспечила выполнение следующих условий: 1. Фиксированный объем домашних заданий. Вынесение на дом только тех заданий, которые ребенок может выполнить самостоятельно. Обязательные дополнительные прогулки на свежем воздухе в группе продленного дня. Спортивные секции и кружки во второй половине дня, способствующие деятельности детей. Эти и другие подобные меры, при полноценном двух- методики диагностики адаптации первоклассников трехразовом питании, будут способствовать хорошей адаптации детей к условиям школьного обучения. Нужно также постоянно контролировать состояние здоровья ребенка изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки - это один из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению. Срисовывание графических образцов геометрических фигур и узоров разной сложности. Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки по внешнему контуру или его сужением обводка по внутреннему контуру. Вырезание по контуру фигур из бумаги особенно — вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги. Раскрашивание и штриховка наиболее известный прием совершенствования моторных навыков обычно не вызывает интереса у детей младшего школьного возраста и поэтому используется преимущественно на уроках только как учебное задание. Однако, придав этому занятию соревновательный игровой мотив, можно с успехом применять его и во внеурочное время. Различные виды изобразительной деятельности рисование, лепка, аппликация. Конструирование и работа с мозаикой. Освоение ремесел шитье, вышивание, вязание, работа с бисером. ВЫВОД Результаты методик показывают, что у 50% методики диагностики адаптации первоклассников присутствует направленность на внешние школьные атрибуты, у 40% - преобладает игровая мотивация, они предпочитают игровую деятельность. Большинство детей испытывают негативные эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. У 70% испытуемых выявлен низкий уровень сформированности понятий. По результатам анкеты видно, что 10% первоклассников испытывает негативное отношение к школе, проявляется дезадаптация. Поэтому были представлены рекомендации по адаптации методики диагностики адаптации первоклассников в начальной школе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время проблема адаптации первоклассника к школе является одной из самых острых и массовых. Первый класс для ребёнка является сложным и трудным периодом жизни. Адаптация к школе — это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. В более выйгрыщных условиях методики диагностики адаптации первоклассников дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребёнка. В зависимости от уровня методики диагностики адаптации первоклассников подготовки ребёнка к школе соответственно протекает адаптация шестилетних детей — на высоком, среднем или низком уровне. Выделяют три формы адаптации: адаптация организма к методики диагностики адаптации первоклассников условиям жизни и деятельности, к физическим методики диагностики адаптации первоклассников интеллектуальным нагрузкам; адаптация к новым социальным отношениям и связям; адаптация к новым условиям познавательной деятельности. Процесс физиологической адаптации ребёнка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма. По результатам исследований выявлено, что у 10% испытуемых проявляется дезадаптация, как в начале учебного года, так и в конце. У 50% детей присутствует направленность на внешние школьные атрибуты, 40% - предпочитают игровую деятельность. Большинство детей испытывают методики диагностики адаптации первоклассников эмоции, связанные с обучением в школе. Можно сделать вывод, что дети не готовы к обучению в школе. Поэтому работу по адаптации шестилеток к обучению в школе необходимо начинать ещё с детского сада. Следует подвести ребёнка к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Педагоги и психологи должны помнить о создании условий для адаптации и последующего полноценного развития младшего школьника. Цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза исследования подтвердилась. Знаете ли вы своего ученика? Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. Введение в школьную жизнь: Учеб. Детский сад—школа: Проблемы преемственности:Пособие для педагогов дошк. Практическая психология образования: Учеб. Первые дни ребёнка в школе. ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты методики «Что методики диагностики адаптации первоклассников нравится в школе» Несоответствие теме Соответствие теме Высокая школьная мотивация учебная ситуация Направленность на внешние школьные атрибуты неучебная ситуация Игровая мотивация игровая ситуация Лешкевич Лера + Гринич Арина + Коновод Варвара + Науменко Дарья + Ревицкая Лера + Латушкин Женя + Артюшенко Максим + Киенчук Влад + Некрашевич Максим + Степнов Никита + ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты методики «Краски» Негативное отношение Положительное отношение Артюшенко Максим + Лешкевич Лера + Гринич Арина + Некрашевич Максим + Латушкин Женя + Киенчук Влад + Ревицкая Лера + Науменко Дарья + Степнов Никита + Коновод Варвара + ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты методики «Классификация» Методики диагностики адаптации первоклассников уровень Средний уровень Низкий уровень Гринич Арина + Коновод Варвара + Лешкевич Лера методики диагностики адаптации первоклассников Ревицкая Лера + Науменко Дарья методики диагностики адаптации первоклассников Артюшенко Максим + Степнов Никита + Некрашевич Максим + Киенчук Влад + Латушкин Женя + ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты методики «Тест в картинках» Игровая деятельность Учебно-игровая деятельность Учебная деятельность Гринич Арина + Науменко Дарья + Коновод Варвара + Ревицкая Лера + Лешкевич Лера + Степнов Никита + Некрашевич Максим + Киенчук Влад + Методики диагностики адаптации первоклассников Женя + Артюшенко Максим + ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты анкеты Ф.



 
001969
В освоении новой техники Вы поступаете так:
изучаете инструкцию
просите кого-нибудь помочь
полагаетесь на интуицию
© 2005 — 2016 «kancobzor.ru» Документы на все случаи!